Риторику изучали с древнейших времен. На изучение риторики люди не жалели ни сил, ни времени, ни денег, так как знание риторики давало возможность самым лучшим способом достичь высокого положения в обществе. Влияние Демосфена, Цицерона, Сократа на общественную, политическую и деловую жизнь государств, в которых они жили, было огромным. Их речи и сейчас поражают нас глубиной мысли, силой слова, богатством риторических приемов.
Опыт американской деловой риторики убедительно показал, что с помощью изучения риторики человек может достичь больших успехов. "Ни одна другая способность, - утверждал Чонси Депью, - которой может обладать любой человек, не поможет ему так быстро сделать карьеру и обрести признание, как умение хорошо говорить".
Американцы поняли эту истину и деловая риторика со времен Дейла Карнеги шагнула далеко вперед.
Сейчас понятие "менеджмент" включает в себя понятие "риторика управления" как свою органическую часть.
Современный менеджмент немыслим без обучения управляющих культуре общения, а сама культура общения рассматривается как наиболее эффективная составляющая процесса управления.
Риторика рождается, развивается и процветает прежде всего там, где есть свобода выражения мыслей, чувств, взглядов.
Этика деловой речи является важнейшей компонентой деловой риторики и позволяет судить о нравственном уровне говорящего.
Важнейшим этическим принципом является принцип: "Не делай другому того, чего не хочешь себе". Это - золотое правило этики. Соблюдение этого правила приносит щедрые плоды человеческого общения - доверие, соблюдение взаимных интересов, стабильность и долговременность отношений, благоприятный психологический климат, творческую атмосферу в коллективе. Этика деловой речи учит не только с уважением относиться к партнеру, но и находить адекватные словесные формы выражения всей гаммы нравственных чувств к собеседнику.
Другой составной частью риторики является логика.
Предприниматель должен ясно мыслить и видеть возможные последствия своей деятельности. Он должен развивать логическое мышление, так как оно имеет важное значение в бизнесе.
Если Ваша речь нелогична, то Ваши партнеры будут относиться к Вам c недоверием.
С другой стороны, знание законов логики и умение их применять в дискуссии, позволит Вам быстро найти логические ошибки в речи оппонента, четко и ясно указать на эти ошибки, сформулировать контр-тезисы и сделать правильные выводы.
Для предпринимателей и руководителей важнейшее значение имеет умение владеть своими чувствами в процессе делового общения. Риторика учит контролировать свои эмоции, мысли, слова, а так же видеть реакцию слушателей на Вашу речь, учитывать психологические особенности аудитории и использовать наиболее подходящую систему аргументации.
Знания, полученные в курсе риторики для предпринимателей, помогут Вам подготовить и произнести убеждающую деловую речь, построенную по законам этики, логики и психологии, преодолеть психологические барьеры общения и установить полезные для Вас связи.
|